Фортлоу
Московская коллегия адвокатов
+7 (495) 915-21-40
+7 (495)  915-77-75
г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64, стр.2

7 октября Президент России Владимир Путин  внес в ГосдумуЗаконопроект об объединении Верховного суда (ВС) РФ и Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ.

29.01.2014 Совет Федерации одобрил пакет законопроектов, направленных на организацию объединения ВС РФ и ВАС РФ (законопроекты N 390470-6, N 390478-6 и N 390479-6), и принял Постановление по результатам рассмотрения субъектами Закона о поправке к Конституции РФ об объединении судов.

Поправки требуют изменения девяти статей Конституции страны: гл.7 Конституции (судебная власть),ст. 125, 126 и ч. 1 и 3 128; ст. 127 утратит свое действие.

Верховный Суд РФ предлагается сделать единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров.

Основными аргументами в пользу упразднения Высшего Арбитражного Суда РФ согласно Пояснительной записке к одному из Проектов закона является необходимость обеспечения единства подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, единство судебной практики, а также необходимость исключить саму вероятность возникновения споров о подведомственности.

Система арбитражных судов потеряет существующий статус, связанный с независимостью Высшего Арбитражного Суда РФ от деятельности Верховного Суда РФ. Деятельность Верховного Суда РФ по установлению единообразия судебной практики по экономическим спорам фактически будет оказывать решающее влияние на отправление правосудия в арбитражных судах.

Согласно проекту закона о поправке к Конституции России «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ» новый состав Верховного суда будет состоять из 170 судей, которых отберет специальная квалификационная коллегия из 27 членов. Коллегия будет сформирована следующим образом: один представитель от президента РФ, по одному от Общественной палаты и общероссийских общественных объединений юристов, остальные 24 члена должны избираться советами судей субъектов России из своего состава.

Особо следует отметить, что согласно Проектам Верховный Суд РФ будет находиться в г. Санкт-Петербурге, тогда как в г. Москве будет создано лишь постоянное представительство. Момент переезда Верховного Суда РФ будет установлен отдельно Президентом РФ по согласованию с Верховным Судом РФ.

Проектами предусматривается шестимесячный срок упразднения Высшего Арбитражного Суда РФ с момента, когда Проект Закона РФ о поправке к Конституции РФ N 352924-6 "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" будет принят и вступит в силу в установленном порядке.

Мнения экспертов:

Доводы «ЗА».

Полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях М.Барщевский: «Я не могу критиковать эту идею, так как сам отстаиваю ее с 2002 г. В данном случае я необъективное лицо. Я сам полтора месяца назад делал доклад о судебной реформе и называл эту меру первоочередной, так как считаю, что она решит ряд проблемединообразие судебной практики, независимость судов, сокращение аппарата. Однако очень многое зависит от того, кто будет председателем этого суда, насколько это будет сильная фигура»

Представитель Госдумы в ВС, ВАС и Генпрокуратуре Владимир Поневежский: «Коллизии в толковании норм Верховным и Высшим арбитражным судами в рамках единого судебного органа будут устранены»

«Единоначалие здесь давно было пора ввести, ведь несмотря на то что у нас непрецедентное право, постановления пленумов ВАС и Верховного суда обязательны к исполнению нижестоящими судами, а это дает большую путаницу, когда многие гражданские дела пересекаются с арбитражной практикой», - доктор юридических наук И.Труно

Доводы «ПРОТИВ».

Г. Резник, президент Адвокатской палаты Москвы: "Сейчас можно говорить о реальном равноправии, появившемся в арбитражных судах, когда в споре гражданина с государством есть действительная возможность выиграть тому, кто прав. Суды общей юрисдикцией похвастаться такой практикой не могут, поэтому при объединение судов есть большая вероятность, что суды общей юрисдикции просто "сожрут" арбитраж и навяжут ему свое мнение, далекое от выстроенного в арбитраже".

Судья Верховного суда РФ в отставке Владимир Радченко: «Сложились две системы, которые плохо совместимы, арбитражные суды в смысле организации ушли далеко вперед. Печально потерять суд, который не зависит от другого в административном плане».

«Верховный суд и Высший арбитражный суд представляют разные сферы правосудия, и в последние годы юристы больше думали скорее о дальнейшей дифференциации, чем об унификации», - говорит профессор кафедры конституционного права Высшей школы экономики Илья Шаблинской. «С учетом целесообразности такой дифференциации была, например, возвращена система мировых судов. Разделение судов — это удобно, это результат обобщения многолетней практики. Не очевидно, для чего сейчас понадобилось такое объединение, возможно, цель сугубо политическая»

«Ничего хуже придумать было нельзя», - считает член Президиума Российской ассоциации налогового права,профессор кафедры финансового права Государственного Университета - Высшая Школа ЭкономикиСергей Пепеляев. «ВАС — один из немногих государственных органов, который можно назвать структурой XXI в., в то время как система судов общей юрисдикции в России застряла в XIX в., и это решение может привести к деградации арбитражного судопроизводства. Сейчас очевиден контраст между отлаженностью процедур в системе арбитражных судов и кондовым уровнем судов общей юрисдикции. При этом законодательных изменений для реализации этой инициативы потребуется не очень много — нужен новый закон о системе судов и единый Процессуальныйкодекс.»